Как выбрать рюкзак?

Рейтинг пользователей: / 4
ХудшийЛучший 
Наиболее популярные рюкзаки можно подразделить на:
  1. экспедиционные, треккинговые (туристические),
  2. рюкзаки для ски-туров (лыжные прогулки, горнолыжные виды спорта),
  3. сноубордические,
  4. велосипедные (на велосипед и маленькие велорюкзаки на спину)
  5. спелеологические транспортные мешки и рюкзаки для каньонинга
  6. штурмовые
  7. городские
Экспедиционные, треккинговые (туристические)


Большой вместительный рюкзак для длительных путешествий и экспедиций. Предназначен для длительных туристических походов, для забросок в горы, в альплагерь, спелеолагерь, заброски катамарана и т.п. Некоторые из таких рюкзаков снабжены дополнительными петлями для лыж для ски-тура. Некоторые фирмы различают экспедиционные и трекинговые рюкзаки, на самом деле это одно и то же. Можно конечно притянуть за уши мизерные различия, но т.к. никаких стандартов на этот счет нет, то и четкой границы не получится.
Если Вы собираетесь в длительное путешествие, поход, либо в путешествие, требующее большого количества снаряжения, это то, что Вам нужно.
Подбирать такой рюкзак нужно тщательно, т.к. если такой большой рюкзак окажется неудобным, он может давить, натирать и доставлять немало других хлопот.
Мы будем рассматривать только анатомические рюкзаки, т.к. другие либо слишком специфические, либо изжили себя. Рассмотрим самую универсальную, самую удобную конструкцию.
  1. Анатомический туристический рюкзак сшит в виде продолговатого тканевого цилиндра. Объем рюкзака обычно вышит цифрами на клапане или на нижнем входе. Например «60+10» означает, что объем рюкзака без тубуса – 60 литров, при использовании тубуса объем увеличится на 10 литров, т.е. будет 70 л. Для легких походов берут трекинговый рюкзак – это классический легкий туристический рюкзак от 60 до 80 литров (включая объем тубуса). Для более сложных походов в суровых условиях, требующих дополнительного снаряжения, для альпинистских забросок используют экспедиционный рюкзак от 80 до 100 литров (включая объем тубуса). Можно взять рюкзак и меньшего размера, но тогда, с очень большой вероятностью, что-то придется крепить снаружи (практика показывает, что при любом объеме рюкзака свободного пространства, как правило, в рюкзаке не хватает:). Допустимо когда снаружи крепится коврик (скрученный в рулон). Мы не говорим, что нельзя больше ничего носить снаружи, многие крепят снаружи к рюкзаку палатку, но мы по своему опыту считаем, что компактнее и оптимальнее запаковывать все вещи, кроме коврика, внутрь рюкзака (если рюкзак свободен, можно и коврик туда же, распределив его по периметру стенок рюкзака). Пусть новичков не пугают такие большие объемы, дело в том, что из большого рюкзака практически всегда можно сделать средний, затянув лишнее боковыми и нижними стяжками. Убачно сшитый рюкзак компактно стягивается до размеров среднего штурмового рюкзака. Отсюда вытекает следующий пункт.
  2. По бокам рюкзака должны быть стяжки (небольшие плоские стропки с пряжками для затягивания), при помощи которых Вы сможете подтянуть лишний объем рюкзака. Бывают рюкзаки, у которых боковые стяжки отсутствуют или же вместо них нашиты боковые карманы, не будем навязывать свое мнение, но на наш взгляд наличие боковых стяжек важнее, т.к. с помощью них при необходимости можно трансформировать экспедиционный рюкзак в штурмовой. Однако если есть и стяжки и небольшие карманы – это только к лучшему. Причем если выбираете рюкзак со стяжками, если их почти полностью расслабить они должны быть не впритык, а провисать сантиметров на 10, т.е. чтобы хвосты строп были длинными, это нужно, чтобы сбоку к рюкзаку можно было пристегнуть коремат (это пенополиуретановый коврик или «пенка»), веревку или еще что-то необходимое.
  3. Снизу у рюкзака должен быть нижний вход на молнии. Нужен он не часто, но когда нужен, лучше, чтобы он был, а нужен он в основном, чтобы не распаковывать весь рюкзак, когда нужно что-то быстро достать со дна. Нижний вход снаружи пристраховывается стяжками на пряжках «крокодильчиках», чтобы нагрузка на молнию была не слишком большой и молния дольше прослужила. Эти же стяжки будут полезны, если Вы захотите убрать лишний объем и трансформировать рюкзак в штурмовой. Там же снизу, где вшиты эти стяжки должны быть петли для ледоруба. В хороших рюкзаках нижняя часть рюкзака (на высоте нижнего входа) отделяется от основного отделения клапаном (на молнии или на стяжке, как у тубуса сверху рюкзака), который можно убрать, если он не нужен.
  4. Сверху тубус рюкзака затягивается на затяжку (затяжек должно быть две там, где тубус пришит к рюкзаку и по краю тубуса) и закрывается клапаном («крышка» для рюкзака). Удобно, когда в клапане рюкзака два кармана – один наружный (для мелких вещей, которые могут пригодиться по ходу) и один внутренний, для мелких вещей, которые нужны не часто (для документов, например).
  5. Хорошо, когда на клапане сверху пришиты петли, к которым с помощью строп можно прикрепить дополнительные вещи. Возможно, это Вам не понадобится, но хуже будет, если понадобится, а не будет возможности.
  6. Клапан крепится к рюкзаку со стороны спины двумя пряжками, которые подтягиваются (т.е. можно регулировать высоту клапана по мере заполнения рюкзака).
  7. Спереди клапан пристегивается на быстроотстегивающиеся пряжки («крокодильчики» или «самосбросы»). В некоторых рюкзаках клапан спереди пристегивается всего одной пряжкой, лучше брать на двух, т.к. если Вы захотите пристегнуть под клапан веревку, куртку или что-то другое, больше шансов, что вещь «выползет» из под одной пряжки, тогда как две пряжки зафиксируют надежнее. К тому же одна из пряжек может сломаться, если их будет две, набитый рюкзак все равно будет закрываться нормально.
  8. Теперь о самой важной части о подвеске (или подвесной системе – это способ крепления рюкзака к вашему телу). Внизу на спинке рюкзака должен быть удобный поясной ремень с толстыми широкими удобными подушками со стороны спины и по бокам. Поясные подушки в хорошем рюкзаке имеют чуть изогнутую форму, для большего комфорта ношения рюкзака. Ремень должен застегиваться на большую пряжку «крокодильчик» на широкой стропе, длинна которой удобно регулируется. Желательно, чтобы на поясном ремне был маленький кармашек на молнии для полезных мелочей. По бокам рюкзак дополнительно подтягивается к поясному ремню маленькими стропками, чтобы рюкзак «не гулял».
  9. Верхняя подвеска рюкзака тоже должна быть с удобными толстыми анатомическими «подушками» в районе плеч и спины. Лямки бывают прямые, серповидные и S-образные. Прямые лямки – признак дешевого рюкзака, они стесняют движения рук и менее комфортны. Серповидные и S-образные, напротив - лучше "сидят" и с ними комфортнее. Над плечами подвеска подтягивается к рюкзаку стропками, чтобы рюкзак «не гулял» и для лучшего распределения нагрузки. В хороших экспедиционных рюкзаках наплечная система не пришита статично к рюкзаку, а регулируется по росту носящего. Спереди на груди должна быть поперечная маленькая пряжка «крокодильчик», позволяющая фиксировать наплечные лямки так, чтобы лямки не разъезжались и нагрузка распределялась более правильно (пользоваться ею не обязательно, как кому удобнее). Плечевые лямки внизу заканчиваются стропами, длинна которых регулируется пряжками.
  10. В районе крепления верхней подвески на рюкзаке должна быть прочно пришита петля из стропы, за которую рюкзак можно поднимать, или пристраховать. Иногда, такая же петля может быть пришита и снизу под поясным ремнем – это петля, чтобы прицепить санки-волокуши.
  11. Спереди внизу рюкзака под нижним входом должны быть нашиты петли, а на плоских стропах под застежками клапана надеты короткие петельки на липучке (либо стропки на пряжке) -  это крепление для ледоруба или телескопических палок.
  12. Внизу по бокам рюкзака должны быть боковые карманы на резинке. Они нужны не только как обычные карманы, основное удобство в том, что в них можно вставить, упереть продолговатые предметы, которые дополнительно пристраховываются стропами, например удочки или топор.
  13. Желательно, чтобы у рюкзака был съемный чехол от дождя. Но это не обязательно. На крайний вариант чехол можно быстро сделать из 120-литрового мусорного кулька, разрезав его вдоль почти до дна, перевернуть вверх дном и нацепить дном на рюкзак, так чтобы в разрез кулька попала подвеска рюкзака. Снизу, чтобы ветром не сдуло нужно привязать или, если хватает, связать вместе концы кулька так, чтобы он максимально закрывал рюкзак от дождя. «Это не эстетично, зато дешево надежно и практично» и по объему и весу ничего не занимает, если идет группа, можно сразу взять рулон на десять кульков.).
  14. Некоторые рюкзаки совместимы с питьевой системой. Приятно, но не обязательно, при желании и на обычный рюкзак можно ее прикрепить, кроме того далеко не все этой системой пользуются, это на любителя.
Описан классический, наиболее универсальный по удобству рюкзак. Существует множество модификаций туристических и экспедиционных рюкзаков, но все они по большому счету являются копией этого рюкзака с незначительными расхождениями в деталях. Например:
снаружи спереди или сбоку на рюкзаке может быть шнуровка (как правило на резинке), которая затягивается с помощью маленькой пряжки с пружинкой внутри (какие обычно цепляют на ксивники) – не очень надежный способ крепления, пряжка со временем быстро ломается, а резинка растягивается и перестает быть упругой.
Спереди или сбоку могут быть прицеплены дополнительные большие карманы (иногда, как дополнительная отстегивающаяся сумка) – на любителя, главное, чтобы Вам нравилось, чтобы карманы при необходимости можно было отстегнуть и чтобы они были не в ущерб остальной функциональности (например будет плохо, если это огромные боковые не отстегивающиеся карманы и они нашиты вместо боковых строп-стяжек). Когда карман находится спереди рюкзака (с противоположной стороны от спины) это, как правило, не очень удобно, т.к. рюкзак этой стороной часто кладут на землю, а сверху садятся.
Основные моменты мы учли, остальное – вес рюкзака, удобство ношения, даже, если решите заказать по интернету, лучше предварительно подъехать померить рюкзак, попросите чтобы Вам его заполнили чем-то, отрегулируйте под себя, застегните поясной ремень, попробуйте наклониться, повернуться вправо-влево, пройтись, рюкзак должен сидеть как влитой и Вам должно быть с ним удобно. При покупке протестируйте все пряжки и молнии. Пряжки должны легко затягиваться (или застегиваться). Молнии должны ходить гладко.
Штурмовые рюкзаки

Это небольшие удобные рюкзаки для коротких восхождений. Такие рюкзаки как правило бывают от 30 до 60 литров. С ними альпинисты или туристы выходят из базового лагеря на штурм вершины, чтобы до ночи успеть вернуться обратно. Такие рюкзаки являются одними из самых распространенных из-за их удобства: небольшой вес и объем, наличие поясного ремня и анатомического строения спинки, удобная универсальная форма, хорошая фурнитура, а так же прочность таких рюкзаков позволяет использовать их для различных целей. Очень часто небольшие модели объемом 32-35 литров используют в качестве городских для походов выходного дня и просто для небольших вылазок на природу. Так же их используют в мультигонках.
Как мы писали для трекинговых и экспедиционных рюкзаков, штурмовой рюкзак также необходимо померить, прежде чем покупать или заказывать по интернету. Желательно нагрузить или просто заполнить рюкзак, одеть и подвигаться с ним, проверить, хорошо ли работают молнии и пряжки.
Критерии выбора для таких рюкзаков, помимо удобства ношения:
Маленький вес
  1. Объем выбирайте в зависимости от целей, для которых планируете использовать рюкзак
  2. Снаружи по бокам рюкзака должны быть стропки с пряжками – «крокодильчиками»
  3. Нижний вход, а так же тубус и клапан сверху у штурмового рюкзака может отсутствовать – зависит от размера и модели рюкзака.
  4. У такого даже небольшого рюкзака, должно быть крепление для ледоруба.
  5. Должен быть поясной ремень. У некоторых моделей небольшого размера он может отстегиваться. Так же у небольших рюкзаков бывает, что поясной ремень идет без смягчающих «подушек» (голая стропа с пряжкой), лучше брать рюкзак с полноценным ремнем, который можно отстегнуть, чем с узким ремнем-стропой без «подушек» («подушки» на ремне и на лямках могут быть более тонкими и узкими).
  6. Лямки также, как у трекинговых рюкзаков у штурмовых рюкзаков бывают прямые, серповидные и S-образные. Прямые лямки – признак дешевого рюкзака, они стесняют движения рук и менее комфортны. Серповидные и S-образные, напротив - лучше "сидят" и с ними комфортнее.
  7. Стропы-оттяжки, как и у трекинговых рюкзаков, подтягивают верхнюю часть рюкзака к спине, а его нижние углы к бедрам. Грудная стяжка разгружает плечи.
  8. Как правило, у таких рюкзаков на спине тоже есть каркас из двух алюминиевых планок, которые можно вынуть. Но, некоторые рюкзаки не содержат каркаса, в таком случае каркасом служит плотная спинка рюкзака. Такие рюкзаки легче, но бывают недостаточно жесткими. Если Вы планируете помногу ходить с сильно нагруженным рюкзаком, лучше брать рюкзак с алюминиевыми планками, которые можно вынуть. Рюкзаки с несъемными планками редко встречаются, но если попадутся, их лучше не покупать.
  9. Не мало важно наличие удобных карманов внутренних и внешних, но в деталях конструкции выбор за Вами, кому какая конструкция больше удобна.
Некоторые выделяют отдельно прогулочные 30-45 литровые рюкзаки, но, по большому счету, это те же штурмовики.
Рюкзаки сноубордические и лыжные.
Фактически это те же штурмовые рюкзаки, но у сноубордических рюкзаков на спине есть крепление для сноуборда, а у лыжных рюкзаков побокам крепления для лыж. При этом, если покупаете сноубордический рюкзак, лучше чтобы крепление было универсальным, т.е. чтобы сноуборд можно было пристегнуть как горизонтально, так и вертикально. Крепление должно быть простым и надежным, при ходьбе лыжи или доска не должны доставлять никаких неудобств. Как правило, такие рюкзаки имеют не очень большой объем. Рюкзак нужно померить с лыжами или сноубордом, в зависимости, какой рюкзак Вы покупаете. У хорошего рюкзака лыжи (борд) не должны болтаться, даже если рюкзак пустой.
Велосипедные рюкзаки
Бывают заплечные и типа «штаны» на велобагажник. Велорюкзаки заплечные на спину – это небольшие легкие компактные обтекаемые рюкзаки объемом до 30 литров. Как понятно по маленькому объему эти рюкзаки рассчитаны на короткие однодневные поездки или как дополнение к рюкзаку на велобагажник. У них хорошая вентиляция спины. У более крупных рюкзаков форма спинки или подушек, нашитых на спинку рюкзака искривлена так, чтобы рюкзак максимально комфортно лежал на спине, когда Вы сидите на велосипеде. Сзади на рюкзаке делаются вставки из светоотражающих материалов. На более крупных моделях есть крепления для велосипедного шлема. Если брать рюкзак с креплением для шлема, лучше брать не на шнуровке, а на пряжках «крокодильчиках» с резинками – такое крепление прослужит дольше и держит надежнее. В некоторых моделях рюкзаков есть встроенный чехол от дождя и встроенный фартук яркого цвета, для защиты велосипедиста от встречного ветра и брызг.
Велорюкзаки с креплением на багажник в народе называют «штаны», потому, что рюкзак по форме напоминает букву «П». Эти рюкзаки шьются из более прочных тканей, чем пешеходные, т.к. есть вероятность прошкрябать им по земле, задеть дерево и т.п. Такие рюкзаки бывают цельными (когда весь рюкзак – одно целое отделение под клапаном, где вход классический сверху «штанов») и составными, когда верхняя часть отделена от штанин (обычно она еще и отстегивается при этом) и у каждой секции отдельный вход. Цельные менее четко сидят, больше подвержены перекосам и неравномерному упаковыванию, зато в их можно больше нагрузить, внутрь влезет даже палатка, они как правило крупнее. В секционный велорюкзак палатка вероятнее всего не влезет, ее и коврик придется пристегнуть снаружи. Т.е. в такой влезет меньшее количество вещей и вещи меньшего габарита, но зато вещи лучше упаковываются, причем легче упаковать рюкзак равномерно и доступ к вещам более удобный.
Основные требования к рюкзаку, помимо удобства, качества, надежности и отсутствия перекосов:
Отсутствие склонности к сползанию при движении.
Качественная фурнитура (проверьте молнии, пряжки, все должно хорошо застегиваться и плавно ходить)
Наличие дополнительных карманов для всяких мелких вещей (обычно на цельных велорюкзаках вертикальные объемные карманы сзади, на секционных карманы могут быть сбоку, помимо этого карман(ы) есть сверху в клапане рюкзака, как минимум один широкий плоский для карт).
Должны быть лямки для переноса рюкзака на спине (конечно, такой рюкзак на спине нести неудобно, но, иногда, это может потребоваться, поэтому, если у Вашей модели лямки отстегиваются, не оставляйте их дома). У отстегивающегося секционного рюкзака скорее всего будет одна лямка для ношения рюкзака, причем в этом случае можно носить отдельно верхнюю часть рюкзака как сумку.
На рюкзаке должны быть нашиты светоотражающие полосы для безопасности на дороге.
Сверху на клапане рюкзака должны быть нашиты петли, куда плоскими стропами Вы сможете при желании прикрепить коврик или палатку.
Рекомендуемый объем трехсекционного рюкзака от 60 до 80 литров, если требуется больше, подойдет цельный (или монообъемный).
Когда предварительно определитесь с выбором, желательно посмотреть на рюкзак вживую. По возможности заполнить велорюкзак и установить на багажник. При этом нужно обратить внимание на следующие моменты:
  • Система креплений должна быть удобной.
  • Рюкзак должен хорошо сидеть на багажнике без перекосов.
  • Внутренние стороны «штанин» не должны быть слишком близко к колесу
  • Штанины не должны быть слишком короткие при массивном верхе рюкзака, иначе рюкзак может перекашивать.
  • Спелеологические транспортники или транспортные мешки.
Это специфические рюкзаки отличающиеся минимализмом. Ничего лишнего не должно быть снаружи транспортного мешка, чтобы транспортник не цеплялся, при спуске в пещеру, при протаскивании его через узости. Они шьются цилиндрической формы из очень плотного прорезиненного материала чаще всего это «пивиси» (PVC), но могут быть и другие вставки. Снизу они, как правило, без поясного ремня или с минимальным поясным ремнем. Лямки на транспортнике тоже очень простые – плоские и прямые. Сверху транспортник затягивается толстой стропой. На некоторых моделях транспортников сверху есть наружный клапан.
Это самый распространенный вид рюкзаков. К таким рюкзакам трудно предъявлять какие-либо особые требования, кроме качества, размера, удобства и эстетического вида – критерии, соответствие которым определяет сам покупатель. Бывают еще городские рюкзаки с креплением для скейта, можели, заточенные для ношения роликов – выбор за Вами, смотря для чего нужен рюкзак или просто какой Вам больше подходит и больше нравится. Некоторые знатоки не советуют покупать в качестве городского рюкзака штурмовой или ски-туровский рюкзачок, потому, что лишние крепления и элементы конструкции могут мешать и давать дополнительный вес. Мы с ними не спорим. Но во-первых штурмовые и скитуровские рюкзаки бывают разные, некоторые из них довольно компактные и мало весят. Кроме того конечно хотелось бы, чтобы на каждый вид деятельности было по рюкзаку, но хороший качественный рюкзак – удовольствие не из дешевых. Если Вы не можете себе позволить купить два качественных дорогих рюкзака, лучше купить один, но хороший, чем два-три посредственных или еще хуже. Потому, что в критический момент плохой рюкзак может сильно подвести.
Тут, как и при покупке любого снаряжения, действует закон-афоризм барона Ротшильда: «Я не настолько богат, чтобы покупать дешевые вещи».

Лёгких Вам рюкзаков! Ваш TourEx.
 

Тэги по теме